Совет Федерации поддержал принятый Госдумой антитеррористический пакет законов, разработанный руководителем комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. До вступления в силу обязанности операторов связи хранить в течение полугода записи разговоров граждан, декодировать и предоставлять их содержание силовикам, Минкомсвязь надеется добиться корректив закона.
За первый закон из антитеррористического пакета, ужесточающий ответственность по террористическим и экстремистским статьям и дополняющий Уголовный кодекс новыми составами преступлений (акт международного терроризма, содействие экстремистской деятельности и несообщение о преступлении террористической направленности), проголосовал 151 сенатор, против — ноль, четверо воздержались.
Поправки, касающиеся законодательства о связи и информации, поддержал 141 сенатор, против проголосовали пять, воздержались девять членов Совфеда. Поправки обязывают операторов хранить данные о переписке и звонках пользователей в течение трех лет, а интернет-компании — в течение года, содержание переписки и разговоров, включая весь контент (аудио, видео, изображения), необходимо сохранять в течение шести месяцев. Кроме того, «организаторы распространения информации» в интернете (фактически — любые интернет-ресурсы) будут обязаны предоставлять по требованию правоохранительных органов ключи для декодирования сообщений.
Норма о фиксировании фактов соединений между пользователями вступает в силу уже с 20 июля этого года, обязанность по хранению содержания общения пользователей за полгода начнет действовать с 1 июля 2018 года.
Представляя закон, Озеров подчеркнул, что авторы учли доводы отрасли в части дороговизны обслуживания инфраструктуры, невозможности декодировать часть информационного потока и опасность утечки персональных данных. «Мы установили три предохранителя, чтобы эти опасности не работали, — объяснил он. — Мы уменьшили срок хранения информации с трех лет до шести месяцев. Второе, эта статья вступает в силу с 1 июля 2018 года. И третье, что немаловажно, мы предоставили право правительству Российской Федерации установить сроки, объем и порядок хранения информации». Иными словами, возможно, отдельная информация вообще не будет храниться, другая — храниться частично, третья — храниться в течение иного срока».
Сенатор добавил, что норма о предоставлении правоохранительным органам информации о фактах соединений уже действует.
Озеров уверен, что если операторы возьмут на себя часть расходов, то это явит собой подлинное государственно-частное партнерство и социальную ответственность бизнеса.
«Точных расчетов (по стоимости оборудования инфраструктуры хранения разговоров. — RNS) нам, конечно, никто не представил», — заверил Озеров. В то же время, по его информации, по Московскому региону для операторов «большой четверки» «все это будет стоить 42,2 млрд руб.».
Отвечая на вопрос об опасности утечки данных, Озеров отметил, что «100% (безопасности) гарантировать может только Господь Бог, но наша Федеральная служба безопасности говорит о том, что те защитные устройства, которые применяются, они гарантируют». Кроме того, указал сенатор, доступ к записи частных разговоров сможет получить лишь сотрудник правоохранительных органов в соответствии с законом по решению суда.
Сенатор от Владимирской области Антон Беляков назвал закон антиконституционным. «Он подрывает право на поиск и распространение информации», — уверен он. «Это не антитеррористический закон. Это закон о тотальной записи, тотальном контроле всех граждан страны», — заявил Беляков. Сенатор обратил внимание на то, что для реализации закона операторам придется закупить зарубежное оборудование, что может дать возможность технологического внедрения со стороны «геополитических противников».
Согласно заключению экспертного центра при правительстве, не поддержавшего законодательные поправки в части информационной политики, стоимость необходимой инфраструктуры для хранения переписки превысит совокупную выручку крупнейших компаний за семь лет. Даже если информацию необходимо будет хранить только в течение месяца, одному «Ростелекому» на содержание базы потребуется более 1 трлн руб.
Сотовые операторы «большой четверки» — МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) — написали письмо Валентине Матвиенко с просьбой отклонить закон. Вчера министр связи Николай Никифоров сообщил, что министерство подготовит поправки к закону для нового состава Госдумы. «В этом законопроекте содержится ряд статей, которые, на наш взгляд, трудно реализуемы с технологической точки зрения», — констатировал он.
Сегодня пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что глава государства знаком с ходом дискуссии вокруг закона и учтет замечания.